Время прощания (Франсуа Озон, 2005)
Время прощания (Франсуа Озон, 2005)
Оригинальное название: Temps qui reste, Le
Жанр: Драма
Язык: Русский
Год выпуска: 2005
Длительность: 90 мин.
Режиссер и сценарист: Франсуа Озон
В ролях: Валерия Бруни Тедески, Жанна Моро, Мельвиль Пупо, Мари Ривер
О фильме: Молодой успешный фотограф узнает, что он смертельно болен. Это известие заставляет его пересмотреть свою жизнь и отношения с близкими ему людьми – молодым любовником, сестрой, с которой они находятся в долгой затяжной ссоре, родителями Он решается согласиться на странную просьбу незнакомых ему бездетных людей стать биологическим отцом их ребенка.
Психологическая драма о смертельно больном молодом человеке, чувствующем, как жизнь покидает его и о его энергичной, радующейся жизни матери. Они отличаются не только возрастом, но и отношением к жизни и смерти, к тому, что определяет жизненные ценности. Знакомые матери и сына, бездетная супружеская пара, знают о прогрессирующей болезни сына. Женщина не может иметь детей от мужа и она принимает решение родить от угасающего героя, продлевая его жизнь в ребенке…
Сам Франсуа Озон определяет фильм «Время, которое остаётся» (таков более точный перевод оригинального названия) как вторую часть своей условной трилогии о смерти, начатой картиной «Под песком», в которой, собственно говоря, режиссёр впервые обратился к жанру серьёзной психологической драмы. Но, между прочим, и ленту «5х2» следовало бы считать произведением о смерти, точнее - о гибели любви, крахе супружества.
И даже финалы обоих фильмов весьма схожи, когда герои, благодаря личной воле автора, словно продлевают собственную жизнь, оказываясь «на берегу морском», а главное - возвращаясь к своим истокам, будь то романтическое знакомство будущей семейной пары или встреча с самим собой из детства. Вот почему российский прокатный вариант «Время прощания» несколько смещает акценты в восприятии рассказываемой истории. Поскольку основной персонаж, тридцатитрёхлетний модный фотограф Ромен, узнающий о том, что болен раком уже на неизлечимой стадии, мало озабочен страданиями по поводу неизбежного прощания с близкими, а с другой стороны, отнюдь не стремится прожить «оставшееся время» на пределе сил, что называется, на полную катушку.
Время прощания (Франсуа Озон, 2005)
Оригинальное название: Temps qui reste, Le
Жанр: Драма
Язык: Русский
Год выпуска: 2005
Длительность: 90 мин.
Режиссер и сценарист: Франсуа Озон
В ролях: Валерия Бруни Тедески, Жанна Моро, Мельвиль Пупо, Мари Ривер
О фильме: Молодой успешный фотограф узнает, что он смертельно болен. Это известие заставляет его пересмотреть свою жизнь и отношения с близкими ему людьми – молодым любовником, сестрой, с которой они находятся в долгой затяжной ссоре, родителями Он решается согласиться на странную просьбу незнакомых ему бездетных людей стать биологическим отцом их ребенка.
Психологическая драма о смертельно больном молодом человеке, чувствующем, как жизнь покидает его и о его энергичной, радующейся жизни матери. Они отличаются не только возрастом, но и отношением к жизни и смерти, к тому, что определяет жизненные ценности. Знакомые матери и сына, бездетная супружеская пара, знают о прогрессирующей болезни сына. Женщина не может иметь детей от мужа и она принимает решение родить от угасающего героя, продлевая его жизнь в ребенке…
Сам Франсуа Озон определяет фильм «Время, которое остаётся» (таков более точный перевод оригинального названия) как вторую часть своей условной трилогии о смерти, начатой картиной «Под песком», в которой, собственно говоря, режиссёр впервые обратился к жанру серьёзной психологической драмы. Но, между прочим, и ленту «5х2» следовало бы считать произведением о смерти, точнее - о гибели любви, крахе супружества.
И даже финалы обоих фильмов весьма схожи, когда герои, благодаря личной воле автора, словно продлевают собственную жизнь, оказываясь «на берегу морском», а главное - возвращаясь к своим истокам, будь то романтическое знакомство будущей семейной пары или встреча с самим собой из детства. Вот почему российский прокатный вариант «Время прощания» несколько смещает акценты в восприятии рассказываемой истории. Поскольку основной персонаж, тридцатитрёхлетний модный фотограф Ромен, узнающий о том, что болен раком уже на неизлечимой стадии, мало озабочен страданиями по поводу неизбежного прощания с близкими, а с другой стороны, отнюдь не стремится прожить «оставшееся время» на пределе сил, что называется, на полную катушку.
Скорее, он хочет идентифицировать себя напоследок, понять, кем же был и что останется после ухода в мир иной. И желание Ромена вспомнить о детстве, о своих отношениях с младшей сестрой Софи, с которой нынче не особенно ладит, вызвано теми же мотивами, что и решение поведать о собственной скорой смерти только престарелой бабушке Лоре (в этом качестве предстаёт легенда французского кино, 76-летняя Жанна Моро). Ей-то он говорит с мрачноватым юмором, что ведь и она одной ногой в могиле. Но на самом деле, интуитивно тянется к бабушке из-за того, что она лучше всех помнит Ромена ребёнком и, пожалуй, продолжает видеть его именно таковым. Можно подумать, что и согласие осчастливить случайно встреченную семейную бездетную пару (кстати, в женской роли - Валерия Бруни-Тедески, игравшая жену и в «5х2») связано вовсе не с намерением Ромена обязательно оставить после себя потомство.
Им владеет всё та же подспудная идея проделать обратный путь от смерти к рождению, как бы вернуться в материнское лоно, символом которого, разумеется, выступает ещё и море в финале. Однако проблемой при знакомстве с творчеством Франсуа Озона в средний период его кинокарьеры является то, что набравшийся жизненного опыта и уже не склонный понапрасну эпатировать и просто удивлять публику постановщик, к сожалению, всё чаще соскальзывает в другую крайность, предлагая всё-таки банальные художественные решения.
Он вроде бы уходит в новой работе от надоевших сюжетных клише, не превращая героя ни в больного СПИДом, ни во впадающего в жуткие сантименты отчаявшегося человека, который прощается со своей жизнью. Но неотвратимые прустовско-манновские параллели, в том числе и с висконтиевской версией «Смерти в Венеции», никак не добавляют художественного веса попытке Озона лично исповедаться на примере чужой смерти. Остаётся ощущение чего-то отстранённого и даже индифферентного, будто не было и самого факта физического умирания на экране. Всё опять неясно, сокрыто «под песком»…